Эссе «О насто­я­щей совре­мен­ной про­зе»

Эссе. Настоящая современная проза - взгляд читателяСовре­мен­ная лите­ра­ту­ра для меня уже дав­но суще­ству­ет в виде дет­ской и взрос­лой худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, а совре­мен­ная про­за делит­ся в ней толь­ко на фор­мы: малая про­за, круп­ная и т.п. А жан­ры — это ско­рее от лука­во­го и выгод­ная улов­ка неко­то­рых авто­ров и изда­те­лей.

По-мое­му, насто­я­щая совре­мен­ная лите­ра­ту­ра, в том чис­ле и малая по фор­ме (ком­мер­че­ское чти­во и так назы­ва­е­мое easy reading, замо­ро­чен­ную фило­муть и дутую заумь я остав­ляю за скоб­ка­ми)  — это сме­ше­ние жан­ров, толь­ко не искус­ствен­ное, а есте­ствен­ное, как сама жизнь — без раз­ных фэн­те­зи, вся­ких лите­ра­тур­ных при­ду­мок и ребу­сов, без навяз­чи­вой сти­ли­за­ции и фило­ло­ги­че­ской вычур­но­сти.

Изу­чая откли­ки чита­те­лей в сети и раз­ных СМИ, непро­из­воль­но сфор­му­ли­ро­вал лич­но для себя основ­ные тре­бо­ва­ния к ней и теперь смею утвер­ждать, что такое насто­я­щая про­за:

1. Ниче­го лиш­не­го, ника­ких длин­нот, тем более с пре­тен­зи­я­ми.

Насто­я­щая совре­мен­ная про­за, будь то любов­ный роман или что-то еще – это не тек­сты, из кото­рых, как выра­зил­ся один вдум­чи­вый чита­тель, «…обыч­ный, нор­маль­ный чело­век может спо­кой­но, по ходу про­чте­ния, уда­лять из них абзац за абза­цем, пол-стра­ни­цы, стра­ни­цу, даже глав­ки, но все после­ду­ю­щие за ним чита­те­ли после его подоб­ной прав­ки  ниче­го не заме­тят, кро­ме авто­ра само­го тек­ста…»

Мне могут воз­ра­зить — тогда, мол, кни­гу не сто­ит откры­вать вовсе… Сто­ит. Но если у вас есть душа, а в кни­ге ее нет, то мож­но и закрыть.

2. Ника­ко­го вра­нья.

Услы­шал где-то про­стую, но точ­ную мысль: «…худож­ник рас­сы­па­ет­ся, когда начи­на­ет врать…» С про­зой про­ис­хо­дит тоже самое… В жиз­ни  мы  все худож­ни­ки  и тво­рим, по край­ний мере, одно про­из­ве­де­ние — свою жизнь и духов­но в ней уми­ра­ем, когда начи­на­ем лгать.

3. С чита­те­лем надо раз­го­ва­ри­вать на рав­ных.

Насто­я­щая совре­мен­ная про­за ниче­го не навя­зы­ва­ет чита­те­лю, начи­ная со сти­ля и кон­чая смыс­ла­ми.  Она долж­на быть для него про­зрач­ной, поз­во­ляя авто­ру лишь осто­рож­но, без искус­ствен­ных ман­ков и про­чих нечи­стых при­е­мов, затя­ги­вать в нее, увле­кать, захва­ты­вать и заво­ра­жи­вать, оста­ва­ясь при этом толь­ко прон­зи­тель­ной, чест­ной и не более — всё осталь­ное за самим чита­те­лем.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *