Трудно быть мальчишкой

Судьба и фильмы Алексея ГерманаМальчишкой, как, наверное, и многие мои сверстники, не видел, не чувствовал разницы между кино и реальной жизнью. Тогда для моего поколения не было артиста Бориса Бабочкина, а существовал только комдив Чапаев, не было актера Николая Крючкова, а жил и геройски погибал разведчик Мамочкин из кинофильма «Звезда». Конечно, с возрастом всё поменялось, как поменялось мироощущение и отношение к тому, что происходит на киноэкране и в жизни.

У фильмов Алексея Германа нелегкая судьба… Их я увидел впервые в достаточно зрелом возрасте — и снова почувствовал себя тем мальчишкой, когда грань между киноэкраном и жизнью почти стирается. А это подвластно лишь большому, настоящему искусству… Такое происходило со мной всегда, когда я смотрел фильмы Германа. Последнее, что я видел — это «Хрусталёв, машину!».Судьба и фильмы  кинорежиссера Алексея Германа

Картина понравилась и чуточку удивила по сравнению с прежними работами Германа. Заметил в ней некий зазор, трещинки в аскетичном реализме, через которые в картину стал проникать легкий ветерок сюра… Посчитал это достоинством литературной основы фильма, которая позволяла это делать — и закономерным развитием, ростом авторского кино Германа, расширением его рамок.

Смотрел «Хрусталёв, машину!», когда Герман уже приступил к чудовищно долгой и нелёгкой работе над фильмом «Трудно быть богом». Немного удивился выбору литературной основы будущего фильма, поэтому призадумался над этой новостью.

Фантастическую повесть братьев Стругацких прочитал давно и случайно, еще в пору незрелой юности. Она мне не понравилась, и к ней никогда больше не возвращался… Когда читал повесть, то уже вовсю ходили анекдоты про толстого, лысоватого брехуна, который обещал всем нам коммунизм через двадцать лет. В реальной жизни всё было по-другому: стоял в очереди за горчичным хлебом и видел, как мужики страдают от дефицита курева. А тут какие-то чудаки прилетают с Земли на чужую планету и строят там коммунизм. Всё тогда казалось в ней каким-то вымученным, даже чуточку идиотским, как словеса лысоватого говоруна с высоких трибун, которого вскоре аккуратно выпихнули из власти.

Алексей Герман- русский,советский кинорежиссерПовесть перечитывать не стал, поскольку был уверен, что ничего нового для себя в ней не найду. Правда, было непонятно, чем она вдохновила Германа. Оставалось только ждать выхода его фильма, а на ожидание этого ушли многие, многие годы… И чем больше лет проходило, тем это желание лишь слабело и слабело.

Герман ушел из жизни —  и наконец-то появился его последний фильм «Трудно быть богом», который, в некотором смысле, стал художественным завещанием великого режиссера, его последними, прощальными словами, которые кинокритики и киноведы пытаются сейчас исследовать и трактовать с разных позиций.

Жизнь показала, что основой гениального фильма может быть просто заурядный анекдот, а что уж тут говорить про далеко не лучшую фантастическую повесть братьев Стругацких. А когда за ее экранизацию берется такой супер-реалист, как Алексей Герман, то тут должно быть много загадок… Боюсь, что их разгадка многим окажется не по силам.

Я не критик, не киновед, к тому же фильм не видел, правда, читал рецензии профессионалов от кино и отклики обычных зрителей. Суммарное впечатление от всего этого тягостное и даже слегка удручающее, поэтому желание увидеть фильм, уже ослабленное долгими годами ожидания, куда-то улетучилось.

Трудно быть мальчишкой, когда ты уже пенсионер…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *