Кем и чем смердит современная русская литература?!

В.Сорокин и В.Пелевин - наши модернисты, от которых уже дано смердит
Наши бестселлермахеры

Наберите в поисковике Яндекса: «современная русская литература мертва» — и получите 104 миллиона ответов. Так отчего, а вернее, от кого так смердит в современной русской литературе?

Мне с детства родитель говорил: «Всегда думай своей головой!»

Это было, пожалуй, единственное наставление, которому я старался следовать в своей жизни. Тогда пошлём этот Яндекс куда подальше и пошевелим своими опилками.

Раньше нас (я имею ввиду обычных советских читателей) «достали» (не буду называть фамилии и регалии) столичные литературные генералы и провинциальные прапоры от соцреализма. Правда, были редкие исключения и просветления на литературном небосклоне — не без этого, но общая картина, что соцреализм смердит, увы, была уже очевидна… Но оставались всё-таки надежды, что наступит «светлое» будущее.

Будущее неизбежно наступает, но не всегда такое, какое нам хочется…

И опять смердит, теперь уже от современного российского литературного потока, который ныне просто невозможно даже окинуть взглядом после глобального информационного взрыва… Но унюхать что-то можно и не только спецам по «чёрным меткам», типа Александра Кузьменкова — частого автора не столичного, но толстого журнала «Урал».

Может, смердит от Федьки Пронькина — сторожа из детсада «Наши голубки» в захолустном Урюпинске… Его короткие опусы нынче в охотку печатают даже столичные толстые журналы, умирающие от «недофинансирования». Или смердит от глобального информационного взрыва, пылинкой которого являюсь я сам…

«Нет, начинать надо с белокаменной! — подсказывают опилки. — Начинать надо с нашенских «современных классиков» — они на виду и пока обитают там…»

Я не А.Кузьменков, поэтому не буду блистать витиеватостью его слога, познаниями филологии, философии, иностранных терминов и мудрённых слов… Буду рассуждать просто, как обычный рядовой читатель из того советского времени, которого теперь уже «достали» столичные бестселлермахеры (по определению всё того же А.Кузьменкова) и их провинциальные подражатели от постмодерна.

Виктор Пелевин - постмодернистИ тут сразу всплывают два имени: Виктор Олегович X. и Владимир Георгиевич Y. Именно их столичный литературный бомонд причислил в своё время к этим самым «современным классикам». А уж коли «современная русская литература мертва», то в первую очередь необходимо принюхиваться к ее «классикам». Так что будем решать уравнение с двумя современными литературными именитостями.

И начнем, наверное, с гоголевских мотивов.

Из-за чего, как и когда поссорились Виктор Олегович и Владимир Георгиевич никто об этом не знает, да и было ли такое на самом деле — это еще вопрос?.. Но то, что «современные классики» (по определению горячих столичных голов) не питают друг к другу симпатий, так это общеизвестный факт, отражённый ими в собственных опусах. В общем, не терпят они друг друга — и всё!

А я их обоих — и объясню почему…

Просто оба «классика», как и я, инженеры по образованию… Технари, как говорили раньше, только они инженеры лишь по дипломам, а я своей инженерной профессии посвятил не один десяток лет. Виктор Олегович и Владимир Георгиевич, не поработав и дня простыми инженерами, подались в «инженеры человеческих душ» — так называл писателей основоположник соцреализма в нашей литературе Максим Горький, а, возможно, его большой друг — великий вождь всех времен и народов.Владимир Сорокин - постмодернист

Отчего и зачем Виктор Олегович и Владимир Георгиевич подались в «инженеры человеческих душ», куда и в какие пустились бега? — пусть это останется на совести самих этих ребят… Им же чертовски повезло: обязательный соцреализм канул в лету, а великого вождя всех времен и народов вынесли из мавзолея, когда один только в детсад ходил, а другой на свет еще не появился.

Опусы этих «инженеров человеческих душ» лично меня, как простого читателя, никогда не волновали и не радовали. И как я не пытался, но так и не сумел дочитать до конца их творения, от которых всегда исходил некий трупный душок, отбивающий охоту от их «постмодерна». Зато они восхищали ангажированных, в основном, столичных критиков, незрелых читателей, клюющих на шумиху вокруг их имен и опусов, и любителей «интеллектуальной прозы», проживающих по большей части в столицах и мегаполисах, — публику, которая по жизни ничего в руках не держала, кроме, пардон, пениса, авторучки («клавы»), руля от тачки-иномарки и стакана (бокала).

Нынче литературный «товар» без «душка» расходится плохо, вот поэтому так и смердит от этого потока… Я не критик, не литературовед, но, на мой взгляд, опусы господина X. больше ориентированы на внутренний рынок и рассчитаны на молодых людей, любящих интернет, видео, более лёгкое для восприятия и одновременно эпатажное чтиво с эзотерическим флёром.

Господин Y. — это тот же господин X., только его тексты более адаптированы для внешнего употребления и утяжелены из-за болезненных воспоминаний о прошлом, и не совсем здорового, но изощрённого воображения.

По сути, творчество этих «гигантов» постсоветского модернизма — это как две стороны одной монеты, а они, как известно, без звона не существуют, но… но не всегда собственное отражение в зеркале радует созерцающего. Видимо, отсюда их такая неприязнь друг друга.

Все творения этих ребят, по-моему, достаточно посредственные тексты, сконструированные несостоявшимися инженерами, однако поднаторевшими литераторами на потребу определенной части молодой, читающей публики.

Технология создания и механика продвижения таких текстов лично мне, как и многим, привыкшим думать собственной головой, понятна, поэтому не будем на этом тормозить… Если бы эти ребята не тусовались в столице, а работали сторожами, кочегарами или обычными инженерами в каком-нибудь глухом российском городке, то вряд ли со своими опусами стали бы, по определению всё той же ангажированной столичной критики, «современными классиками».

Да, «инженерами по текстам» (были же у нас инженеры по кадрам, инженеры по соцсоревнованию) они точно стали, и теперь с достаточной регулярностью, чтоб их не подзабыла публика, выдают «на-гора» с всё большей очевидностью не вершины настоящей прозы, а достаточно гладкие псевдоинтеллектуальные поделки с претензиями на некую значительность. Странно, но их количество уже давно не перерастает в качество.

Настоящая проза должна быть пропитана душей автора, его болью, страданиями, мечтами и любовью… Тексты же Виктора Олеговича и Владимира Георгиевича, конечно, чем-то «пропитаны» (не буду тратить на это время, и уточнять «чем»), однако я так и не заметил в них настоящих, живых героев от этих «инженеров человеческих душ».

А если нет души, то даже от самого ловкого автора со временем остается только смердящий текст, и тут уже не поможет никакое маркетинговое бальзамирование с ангажированной критикой.

Так вот от кого смердит в современной русской литературе… Но не пугайтесь — это всего лишь модный нынче столичный душок, который уже понемногу выветривается на необъятных просторах России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *