Как и что думает народ?

гражданское общество,народ «Кто мы? Откуда? Куда идем?» — эти вечные вопросы задают мыслящие земляне на протяжении тысячелетий. К ним можно добавить и наши национальные, почти сакраментальные вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Задаю такие вопросы и я, поскольку общественные проблемы, построение гражданское общество в нашей стране волнуют меня, как гражданина РФ.

В силу тяжелого исторического наследия мы привыкли думать одно, говорить другое, а делать третье или вообще бездействовать. И это не национальный стереотип нашего поведения — это присуще самой человеческой природе, беда в том, что в нас это слишком глубоко укоренилось. Не отсюда ли постепенно угасающий интерес к загадочной русской душе?.. А была ли эта загадка? Может, нас просто отсутствует тождественность в том, что мы думаем, говорим и делаем?

Наша власть спустила госзаказ: создать гражданское общество в РФ, хотя не всем, кто во власти или около нее пасется, такое общество нужно. Те, кто там не от суеты, а по зову души, прекрасно осознают, что без гражданского общества мы, по сути, не решим ни одной современной фундаментальной задачи и без такого общества обречены на историческое прозябание.

Мы слышим, читаем о гражданском обществе, национальной идеи, о модернизации экономики и общества, о среднем классе (пресловутом локомотиве реформ), но при этом нигде нет акцента на том, что предтеча такого общества — это гражданский мир, согласие, социальный консенсус. А есть ли всё это у нас в настоящее время? Или всё, как у КПСС: «Планы партии — планы народа!» Такой лозунг отзвучал в прошлом, а сейчас иное время, поэтому хотелось все-таки услышать, какие планы у народа от самого народа. Истоки национальных идей, основы гражданского общества прорастают из народа, а не по разнарядке сверху — это аксиома!

Власть лишь оформляет по воле народа законы и исполняет их не только под всевидящим и неподкупным оком правоохранительных органов (с чем у нас большая проблема!), а в первую очередь под постоянным и неусыпным контролем общественных организаций, объединений и отдельных граждан.

Еще до Рюрика и после него, были у нас распри, раздоры, междоусобицы. Мочили мы друг друга до Ивана Грозного, до Петра Великого и после, вплоть до 20 века. И нынче, в новейшей истории не всё так гладко, как хотелось бы. Правда, в тяжелейшие, переломные моменты истории (1612г., 1812г., 1941г.) народ просыпался и проявлял гражданский дух и патриотизм.

Проснется ли он на этот раз по призыву власти, хотя зримых угроз масштаба исторического прошлого, когда он пробуждался для великих деяний, нет и не предвидится? Есть нешуточная угроза в ближайшей перспективе безнадежно отстать от мирового авангарда и застрять на задворках исторического процесса. Только кого это волнует?.. И волнует ли это народ?

Если кто-то сейчас полагает, что все наши гражданские проблемы разрешились в 1918-22гг., то тот глубоко ошибается: эти проблемы затихали, консервировались, изменялись, но сказать, что сегодня в нашем обществе достигнуто гражданское согласие, приемлемый социальный консенсус, сможет, пожалуй, только слепой и глухой человек.

Мы здесь только в начале пути, а общественные проблемы назрели и перезрели! И госзаказ зря не возник — значит допекло! Если всё обстояло иначе, то мы бы так не буксовали на многих направлениях социально — экономического развития. Но если мы и далее будем жить по лекалам прошлого (думать одно, говорить другое, а делать третье или бездействовать), то ничего позитивного в нашей жизни реально не произойдет. Гражданское общество по таким лекалам построить невозможно. А если большинство будет и дальше их использовать в своей жизни, то полноценное гражданское общество в нашей стране никогда не состоится.

Во все времена народ творил, слагал пословицы, поговорки о своей жизни. Они отражали его многогранный внутренний мир, быт и устремления,само время и гражданское самосознание. В каком-то смысле, народ, таким образом, неосознанно формулировал свою национальную идею. Возможна ли теперь народная мудрость и меткость в этом виде творчества? Или мы способны только на заборные и настенные каракули, квазинародные выражения типа: «Ты начальник — я дурак,я начальник — ты дурак!», «Жираф большой — ему видней!», «Работа не волк — в лес не убежит», на митинговые «Долой!» и т.п.

Полагаю, что не эти, а истинно народные афоризмы, как кусочки смальты, могут создать мозаику национальной идеи, контуры гражданского общества, в котором народ желает жить и творить. Уверен в том, что современный народный афоризм — это не пословицы, не поговорки в их каноническом виде, не «крылатые выражения» в духе КВН или Comedy Club, не ахренизмы и ахинизмы, которые мы слышим отовсюду и которыми кишит Рунет, и не конспект бизнес-плана по переустройству мира.

Если говорить определениями, то «афоризм — краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение» (С.И.Ожегов Словарь русского языка). По-моему, лучше не скажешь. А способен ли обычный современный человек их изрекать или это достояние только избранных? Думаю, не только способен, но и обязан это делать, как гражданин, тем более в наш информационный век, чтобы власть прислушалась к тому, как и что думает народ.

Так давайте же их изрекать, а те, кому положено (СМИ, политики, политологи, социологи, психологи, психо-лингвисты, филологи, философы и прочие ученые мужи), пусть их изучают, переосмысливают, чтобы затем донести в виде новых законопроектов, различных публикаций и научных продуктов до наших властей. И чтоб это в какой-то мере повлияло бы на гражданское самосознание нашего населения, на его рост, а далее позволило бы сформировать настоящее гражданское общество в нашей стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *