Что идёт на смену чтиву?

чтиво, коммерциализация ходожественной литературыВ художественной литературе есть формы… А жанры — так это от предприимчивого автора и еще в большей степени от книгоиздателя, подсчитывающего свои барыши. В сей констатации нет ничего нового, поскольку она, как аксиома, на вечные времена.

Современные романы уже не просто романы, а уже непременно мужские и женские. И если женские, то, разумеется, любовные. И детектив лучше продается, если он не классический, а женский да еще ироничный. Да и триллеры идут нарасхват, если они обязательно психологические… Всё это чтиво с разнообразием жанров в угоду коммерции и с главной целью: удовлетворить не реальные духовные запросы массового читателя, а облегчить содержимое его кошелька. Однако любовный роман, криминальный детектив, психологический триллер, как жанры, могут органично сосуществовать в контексте одного литературного произведения, а не по отдельности, как чтиво.

Не так важно, что меняются поколения людей, источники и носители информации, и на смену традиционной книги приходят электронные. Важнее другое: кто и что победит в наступившую эпоху почти всеобщей грамотности и новейших достижений в сфере информационных технологий — чтиво или вдумчивое чтение настоящей литературы… И этот вопрос, скорее всего, не нашего настоящего, а нашего будущего, которое так стремительно врывается в жизнь людей вместе с этими достижениями.

Возможно, с приходом этих достижений случится что-то другое, и тогда даже коммерческое, развлекательное чтиво не сможет устоять перед напором научно-технического прогресса, когда на свет появится очередное информационное чудо: какой-нибудь «литературный аудиовизуальный попкорн» в 3D формате или что-то подобное. Впрочем, оно уже появилось в квартирах более или менее состоятельных граждан и, видимо, чтиву уже уготована не скорая, но верная погибель.

И такие соображения возникают неслучайно, когда читаешь, например, рекламу про «короткий дамский, остросюжетный, фантастически-эротический любовный роман», визуальные новеллы и т.п. А такой «духовный запрос» c успехом реализуется с помощью современных средств по изготовлению «аудиовизуального попкорна» в 3D формате.чтиво,попса,художественная литература Говорят, что это неизбежно в пресловутом обществе потребления, которое расширяет границы своего мирового господства. Так ли уж верен этот тезис?

Да, человек во все времена был не только созидателем, но и потребителем, и так, очевидно, будет всегда, пока существует человечество. И главное тут заключено в следующем: что он потребляет и сколько? Это касается не только его чисто физиологических потребностей, но также материальных и духовных запросов. И если развлекательное чтиво, сделанное по коммерческим лекалам, уже сейчас удовлетворяет духовные запросы многих людей, то, вероятно, в будущем новый «аудиовизуальный попкорн» станет доминировать, удовлетворяя скромные духовные запросы большинства людей на планете Земля.

И от таких предположений картина будущего представляется мне немного жутковатой. Правда, успокаивает надежда на генетически врожденное стремление человека познавать мир, выражать свое отношение к нему и себя, как личность, посредством творчества, в том числе и художественного, как это проявляется в эпоху информационного взрыва, например, в интернете.

Однако, если не пугает, то настораживает другое: как бы современное чтиво, которым так усиленно кормят массового читателя, и наступающие ему на смену  новые информационные продукты общества потребления не привели бы в будущем к генным изменениям в самой природе человека. И затем не превратили бы его в биоробота, непрерывно жующего только «аудиовизуальный попкорн».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *