Чуд́ная весна 56-го

Фильм А.Прошкина "Чудо"

Фильм А.Прошкина «Чудо»

Теперь увидеть в прокате России такие фильмы, как фильм А.Прошкина «Чудо», уже, практически, невозможно — их можно скачать лишь в интернете или посмотреть на TV, на канале «Культура».

Посмотрел впервые по телеящику последний фильм А.Прошкина «Чудо». Я бы назвал его «Чуд́ная весна 56-го» — сделан он крепко, как говорят, видна рука мастера, но «Холодное лето 53-го» — по-моему, один из лучших его фильмов, режиссер не превзошел.

Выскажу свое соображение по этому поводу. Мне, кажется, что тут не вина самого Прошкина, а, скорее, слабость исходного материала — киносценария. Его автору не удалось создать органичную литературную основу фильма. Он как бы распадается на советский лубок, мелодраму, социально-психологический триллер и эпически-философское киноэссе. Всё это «замесить» в полуторачасовом фильме очень трудно.

В «Холодном лете 53-го» Прошкину это блестяще удалось, а вот в «Чуде» подкачал сценарий и не дал ему шансов для повторения такого же успеха. «Холодное лето 53-го» — это, по сути, эпический фильм, хотя там отсутствуют ярко выраженные, монументальные герои. Простых, неприметных героев и настоящих подлецов там достаточно, но главный герой, всё-таки, народ.

В «Чуде» вроде бы такая же ситуация, но эпичности почти нет — она всё время куда-то ускользает, видимо, от нехватки чего настоящего и неповторимого, взамен чего фильм нагружен пусть выразительными, но уже знакомыми картинами и ассоциациями… А это признак слабины киносценария.

В «Чуде», в отличие от «Холодного лето 53-го», нет, по большому счету, актерских удач: Хабенский с Маковецким так уже «замылены», что от них в новом фильме Прошкина остались лишь «обмылки». Впрочем, предложенный материал не позволяет им сотворить что-то необычное. Пожалуй, лишь ныне покойный Александр Потапов достаточно ярок и убедителен в роли Н.Хрущева, хотя фигура «нового вождя» в этом фильме, по-моему, искусственна и даже излишне.Фильм А.Прошкина "Чудо"

В общем, мы получили очередное творение «мифического реализма», когда за основу берутся реальные события и факты, а на их основе создаются художественные мифы. Народ любит мифы, особенно такие, которые придают ему силы и прибавляют веру в будущее. Новый «миф» Прошкина получился в этом смысле не совсем удачным.

Правда, наше население, вернее, его значительная и более молодая часть предпочитает в последнее время не мифы, а больше зарубежные или отечественные кино-аттракционы, всякие фэнтези… И потому, видимо, уже давно  не верит в настоящее чудо, которое можно сотворить только собственными руками.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *