История, телесериал «Зулейха открывает глаза» и жизнь

Поделитесь ссылкой — поддержите автора!

Разные, но профессиональные и честные патологоанатомы почти со 100% вероятностью дадут одинаковые заключения о причинах смерти конкретного усопшего.

История — это усопшее время… И разные, но профессиональные и честные историки, наверно, сделают похожие выводы о промежутках усопшего времени из той или иной эпохи. Но чтобы почувствовать само время, ту или иную эпоху, надо просто жить в ней: быть очевидцем, участником или творцом событий, палачом или жертвой того времени. А если не удалось в то время родиться и пожить, то принять к сведению выводы вышеупомянутых историков, переосмыслить их или самому стать историком… Сложнее с чувствами, поэтому, чтобы прикоснуться душой к усопшему времени, мы обращаемся к подлинным произведениям литературы и искусства, где оно отражено.

Я читал первый роман Г.Яхиной, по которому сняли телесериал «Зулейха открывает глаза». Скажу честно, от романа я не в восторге и дочитал его до конца с большим трудом. По мне, если хорошенько «отжать досуха» роман Яхиной, основанный на воспоминаниях её бабушки и «архивном творчестве» автора, то, наверное, от него осталась бы парочка приличных рассказов о времени раскулачивания и сопутствующих репрессиях, которое уместилось в трагический период советской эпохи между коллективизацией и индустриализацией в СССР. И беспощадный «каток» тех событий, как известно, крайне сурово прокатился почти по всей территории СССР, и многим народам, его населяющим.

Однако официальные советские писатели — очевидцы тех событий, мягко выражаясь, вынуждены были писать полуправду о том времени или вообще ничего не писать. Наиболее яркое творение на эту тему от соцреализма — это роман Ф.Панфёрова «Бруски». Возможно, я не прав, но эмигрантская литература и советская «литература в стол» ничего значительного на эту тему не создала, и вряд ли в будущем что-то «откопают» для читателей наши современные «литературные старатели».

Но зато столичный литературный бомонд «откопал» для нас Яхину с её романом о тех достаточно жестоких и непростых днях нашей истории. Роман писательницы, на мой дилетантский взгляд, да и на взгляд серьёзных профессиональных критиков, явно не выдающийся… Но, как говорят, «на безрыбье и рак — рыба»… И надо же, в конце концов, литературному бомонду кого-то обхаживать, ласкать, увешивать литературными погремушками, причем не пустыми, а с дензнаками. И Яхиной в этом смысле повезло, да тут ещё киношники стали её обхаживать, и вот уже по мотивам романа писательницы соорудили очередную телевизионную мылодраму с претензиями на исторический сериал.

Да, киношники добавили от себя в несколько безликий и скучноватый роман немного «клубнички» с «перчиком» — усилители вкуса для зрительской аудитории, обогатили авторский вымысел любовными треугольниками и визуализировали уже известные страшилки и ужасы, адаптированные для того времени. Однако меня все эти частности и моменты личной судьбы героини не захватили — эпоху я там не почувствовал, не пережил её вместе с героями, а значит всё это впустую. Не спасли даже известные и талантливые, но, увы, уже «замыленные» актёры, ни многонациональный колорит сериала.

Когда я раньше смотрел фильмы про войну: «Летят журавли», «Судьба человека», «Иваново детство», то чувствовал эпоху, военное время и глубоко переживал. Это сейчас я знаю, что за ними стоит большая, настоящая литература: пьеса В.Розова «Вечно живые», рассказ М.Шолохова «Судьба человека», короткая повесть В.Богомолова «Иван», талантливо воплощенные на экране М.Калатозовым, С.Бандарчуком и А.Тарковским. Но ведь всё они — писатели и кинорежиссеры — жили в то суровое время. Они творили прекрасную литературу и замечательные кинофильмы и, похоже, не слишком нуждались в рассказах своих бабушек и «архивном творчестве».

Роман Г.Яхиной о коллективизации в СССР — это, я бы сказал, не просто «осетрина второй свежести», а современный и довольно посредственный «продукт» исторической реконструкции, причем с притягательным кому-то душком, который улавливается с достаточной очевидностью, чего, к сожалению, не скажешь про ту эпоху, о том сложном и жестоком, но уже усопшем времени. А телесериал «Зулейха открывает глаза» по мотивам этого романа — это все-таки поверхностный взгляд в прошлое и поэтому суть эпохи в нем не раскрыта… Как говорят, «яблоко всегда падает недалеко от яблони», и есть такое «яблоко», чтоб как-то скоротать дорогое время в карантине из-за коронавируса, в общем-то, необязательно.

P.S. О нашем недавнем прошлом нас вдоволь накормили «бандитским Петербургом», «бригадами», «бумерами», «ненастьем» и прочим добром, не говоря уже про откровенную халтуру, которая только внешне напоминает жизнь, а реально это не глубокая художественная правда, а обыкновенная лажа. Дорогие «творцы контента», пишите правду о себе, о своём времени, не сачкуйте, иначе его «отразят» после вас фантазёры из будущего… Прошлое, усопшее время лучше оставьте профессиональным и честным историкам. А то ведь после мужичка, который чего-то нанюхает от тулупа своего прадедушки, обязательно появиться дамочка, которая наслушается рассказов от своей бабушки, и эта лажа будет продолжаться без конца…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *