Фильм «Довлатов» Германа-младшего. Отзыв зрителя

Еще один невнятный фильм режиссера с громкой кинородословной про талантливого писателя, рано ушедшего из жизни, но вовремя раскрученного столичным литературным бомондом эпохи горбачевской перестройки.

Фильм «Довлатов» Германа-младшего. Отзыв зрителя

Беспорно, Сергей Довлатов и его ближайший духовный собрат в творчестве Вениамин Ерофеев — люди одаренные, загубленные советским тоталитарным строем и алкоголем. Но как писатели они, по гамбургскому счету, довольно посредственные и сумели пусть самобытно, но, все-таки, лишь поверхностно отразить суть застоя поздней советской эпохи. Однако им еще повезло… А вот, сколько сгинуло в небытие (в этом я уверен!) других довлатовых и ерофеевых, еще более талантливых, чем они, и написавших, возможно, более достойные литературные творения, но которые мы вряд ли прочтем, поскольку желающих отыскивать их в прошлом, видимо, уже нет. А делать из Довлатова с Ерофеевым гениев, по-моему, негоже. Они «канарейки» подземелья затхлого застоя, которых тоталитарный строй просто удушил, не дав народам СССР вовремя услышать их тревожные голоса, и только поэтому они уже заняли свое достойное место в нашей литературе.

Если сравнивать, например, С.Довлатова с официальными писателями его поколения, которые были в «струе советского застоя и не трепыхались», то он, конечно, лучше некоторых из них. И отличается тем… что, как говорят, «пи́сал немного вкось, против ветра», но не более того… Я читал Довлатова, а эпоху советского застоя испытал на «собственной шкуре», поэтому никогда не поставлю его рядом с такими особыми, неординарными писателями, как, например, Исаак Бабель или Андрей Платонов. Но из Сергея Донатовича сделали «бренд» — и многие теперь пытаются его эксплуатировать, вместо того чтоб поглубже копнуть эпоху советского застоя, и извлечь оттуда что-то новое и более ценное не только для тех людей, которые знают о ней, лишь понаслышке, но и для всего прогрессивного человечества, как говорили в те времена.

Наши дорогие художники, мне кажется, зациклились на именах, а тоталитарный советский строй давил не только С.Довлатова или В.Ерофеева — он давил народы СССР и, как показывает история, все-таки их додавил, но в фильме «Довлатов» я этого, к сожалению, не увидел, и это, на мой взгляд, его самая главная неудача.

Поделитесь ссылкой в соцсетях - поддержите автора!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *