Поток жизни с перманентным трёпом в творчестве попсы и её подражателей

Роман «Бабий ветер», Дина Рубина

Писаки, писуны, писули… Пахари!

Информацию о курсах валют мы сейчас видим везде и повсюду, а трёп о нашей низкой производительности труда я еще услышал из советского абонентского громкоговорителя образца 50-х годов прошлого века — и до сих пор продолжаю об этом слышать…

Возможно, я ошибаюсь, но сейчас у нас во многом главенствует бабло и трёп во всех проявлениях, в том числе и литературном. Раньше в словесах витал романтизм, затем появился скуповатый реализм, потом совсем уж суровый соцреализм, а вслед за ним повалили всякие туманные реализмы: метафорические, магические… А нынче, когда появились в продаже говорящие книги и читающие их авторы, на смену им пришел просто… просто трёп.

«Бабий век, бабий бунт, бабий грех — продажный слоган нашего времени!» — скажет любой маркетолог. Еще был известный документальный роман «Бабий Яр» писателя-невозвращенца Анатолия Кузнецова с трагической и печальной судьбой, достойной описания романистом… А вот недавно появился роман «Бабий ветер» уже известной писательницы Дины Рубиной.

Перед новым годом он «зашумел» на «Радио России» в исполнении автора. Чтец она отличный — нет слов, а вот её последний опус — жизнеподобный поток с перманентным трёпом — я бы назвал по-другому: «Бабий трёп. Литературная обработка Д.Рубиной».

Уверен, таких текстов теперь несметные залежи, правды, не все сочинители подобных творений так широко известны российской публике, как энергичная Д.Рубина, и к тому же не имеют добрых друзей, как она, на федеральном радио да в столичных издательствах.

Вот и весь древний маркет-секрет: «Попал в струю — не трепыхайся!»

Если же протестировать роман Д.Рубиной «на Гюго»(это мой тест для художественных текстов), то на выходе, после «выжимки», останется только короткая цепочка из нулей… Сюжет такому словесному потоку не нужен, поэтому автору не надо его выдумывать, а читателю напрягаться, его отслеживая; вместо полнокровных героев — кукольные персонажи в декорациях жизнеподобного фона, а внутренний лейтмотив высокого гуманистического содержания обнаружить в трёпе практически невозможно, как золото в дистиллированной воде.

А чего вы еще хотите в 380 страницах перманентного бабьего трёпа в обработке нашего известного автора? — только нули и останутся, правда, с ароматом литературного жмыха, пригодного лишь для удобрения мозгов неприхотливых читателей, предпочитающих не вдумчиво читать, а слушать бла-бла, развесив уши. Нет, это не пресловутый женский роман и даже не easy reading. Этот так называемый литературно обработанный поток жизни вперемешку с перманентным трёпом — как авторский стиль, как образ мысли. Но этот роман Рубиной и похожие опусы подражателей не безудержная стихия, одержимых сочинительством, а управляемый процесс, когда глубину «пахоты» настоящей жизни подменяют её имитацией с модными штучками, разными фишками и понтами.

Правило попсы: «Пипл всё схавает!» — срабатывает здесь железно.

Я вовсе не случайно выбрал в качестве примера последний роман Д.Рубиной — это, по-моему, уже устойчивый тренд в потоке современной российской прозы, правда, не всё из него всплывает на поверхность… А почему? — см. выше.

P.S. Потоки жизни мы наблюдаем каждый день: кто из окна своей провинциальной халупы, кто из многоэтажного «скворечника» Новой Москвы, кто из роскошного пентхауса в центре белокаменной или дорогого коттеджа на Рублёвке, кто из дребезжащего трамвайного окна в городке Салават или через замызганные стекла старенькой «Лады» в каких-то Чебоксарах, или через пуленепробиваемые стекла своего бронированного «бентли» в Москва-Сити… И причем здесь жизнеподобные потоки бытия с перманентным трёпом в стиле «бабьего ветра»?.. Не пойму?!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *