Кровавая русская окрошка

михалков,солнечный удар

Фильм «Солнечный удар» Никиты Михалкова

«Окаянные дни» И.А.Бунина – это дневник писателя, не лишенный художественности, еще размышления мелкопоместного дворянина с аристократическими замашками и будущего эмигранта, напуганного революцией, не понявшего ее пружин и своего окаянного народа… Есть яркие зарисовки, искренность восприятия событий и далеко не бесспорные суждения. Если бы их написал не нобелевский лауреат Бунин (слегка переоценённый тогдашней европейской интеллектуальной элитой), то они канули в лету «без шума и пыли» и позабылись, как многие дневники менее известных людей того времени об этих «окаянных днях».

«Солнечный удар» – незатейливый, короткий рассказ о времени еще далеком до большой русской смуты. Бунин в обычной своей манере повествует о превратностях любви и далек в нем от предчувствия близости «окаянных дней», хотя рассказ был написан уже в эмиграции.

Поставить две такие разные вещи в один ряд и назвать великой литературой я бы не рискнул. А создать на их основе сценарий для киноповествования в едином духе и стиле, дело сложное и трудно реализуемое, что и подтвердил лично для меня новый фильм «Солнечный удар» Н.Михалкова.

От Бунина там ничего нет, только название рассказа, а его незамысловатый сюжет даже в бинокль не видно, не говоря уже про аромат бунинской прозы… Зато факты есть – это про баржи с белой гвардией. Было такое.

У Михалкова же есть слабость не только к красивым названиям: «Унесенные ветром» – «Утомленные солнцем», «Свой среди чужих, чужой среди своих», но еще и к самой кинокрасивости, которой он грешит последнее время… Техника и т.п. (в том числе и бюджет фильма) позволяют делать кинокрасивости. Но они никогда не станут органичными в кинопроизведениях о настоящем, а не о выдуманном мире. Наши окаянные дни это не аниме и даже не история любви на обреченном «Титанике»… Вообще, понятие и категория красивости к теме окаянных дней неприменима по определению, но фильм «Солнечный удар» Н.Михалкова чересчур кинокрасив. И ссылка в нем на бунинские мотивы, тоже из разряда красивости, увы. Что ни говори, а русский бренд, как нынче говорят.

Окаянные дни той нашей истории – кровавая русская окрошка, которой Россия наелась до отрыжки, до блевотины; так наелась, что до сих пор не может прийти в себя.

Поэтому «смутная» Россия в фильме маститого режиссера с бунинским названием мне не понравилась… Короче надо, яснее и пронзительней… только без кинокрасивости. А в этой картине я увидел лишь миску до краев с «русской окрошкой» по рецепту Н.Михалкова… Но хлебать ее лично мне почему-то не хочется, наверное, где-то подобного уже наелся.

На мой взгляд, самые лучшие фильмы Н.Михалкова – это «Несколько дней из жизни Обломова» и «Пять вечеров». В их основе была, по-настоящему, большая литература и превосходные актерские ансамбли из артистов очень известных и не очень… У его нового фильма, по сути, нет ни первого, ни второго и свою же планку, из названных выше фильмов, он в очередной раз, по-моему, не преодолел, а жаль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *