Анна Каренина, бренная жизнь, воспоминания о любви… и бренды, бренды

Телесериал К.Шахназарова "Анна Каренина"

В Литературных энциклопедиях не жалуют бульварный роман — там о нем много не пишут — очень скользкая статья. Википедия в этом смысле менее стеснительна, однако все-таки ссылается на Литературную энциклопедию, утверждающую, что бульварный роман — это «…зловещее дно города и его раззолоченная пена».

Москва, еще более Санкт-Петербург — это и есть «раззолоченная пена» российской империи XIX века, где обитают герои романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Этот роман, по сути, представляет собой микс любовного романа XIX века, толстовского «мифического реализма» и морализаторства. Только две последние составляющие и писательский гений Толстого не позволили этому произведению стать рядовым бульварным чтивом, а превратили его в классический образец трагического любовного романа.

Доподлинно известно достаточно прохладное отношение самого Толстого к этому роману, а это еще лишний раз подтверждает, что один из основоположников «мифического реализма» в психологической прозе прекрасно понимал реальную ценность своего романа как эпического произведения. Однако мировой кинематограф использует его роман «Анна Каренина» как «бесконечное мыло» с брендом Толстого — уж больно подходяще «исходное сырье» для его производства на мировых кинофабриках.

Вот и наша кинофабрика «Мосфильм» под руководством директора К.Шахназарова (по совместительству её режиссера) сняла новый телесериал по мотивам романа великого русского писателя. Его авторы решились отличиться и «дописали» роман за Толстого, используя произведения В.Вересаева о русско-японской войне начала прошлого века, чтоб не повторяться, как очередному фильму по мотивам романа, и заодно усилили эпичность своего киноповествования.

Телесериал К.Шахназарова "Анна Каренина"В романе Л.Н.Толстого о трагической любви замужней столичной аристократки к холостому и блестящему молодому офицеру эпичности явно не хватало, а в фильмах по нему, до сей поры, она отсутствовала напрочь. С точки зрения художественности телесериала и его маркетинга такой ход, возможно, оправдан, а телезрителю, наверное, добавит новые эмоции и мысли во время и после его просмотра.

При построение фильма, как воспоминания Вронского о Анне ее взрослому сыну, линия Константин Лёвин-Кити Шербацкая становится лишней, и авторы сериала её предусмотрительно удалили из своего киноповествования, как абсолютно ненужную в этом случае. Нет терзающих душу сцен предшествующих суициду, как и самого акта его свершения главной героиней романа Толстого. И тут всё вполне понятно: во-первых, художественно это очень сложно воспроизвести по-новому, а во-вторых, логически, а самое главное исторически трудно объяснимо… Извините, но Толстой был обязан «умертвить» Анну Каренину не по законам логики, истории и традициям высшего аристократического общества России XIX века, а по законам жанра трагического любовного романа, подменив реализм подлинный на свой толстовский — «мифический»… Если Толстой не совершил этого, то его роман больше смахивал бы на бульварное чтиво о любовных похождениях знати в «раззолоченной пеной» столице российской империи.

Что касается художественного отражения любовной истории Анна-Вронский, то, на мой взгляд, в этом сериале с новыми исполнителями уровень фильма А.Зархи «Анна Каренина», уже полувековой давности, с актерами Т.Самойловой-В.Лановым, к сожалению, не превзойден… И, вообще, как признался режиссер, телесериал про воспоминания о незабываемой, единственной и вечной любви аристократа Алексея Вронского к женщине по имени Анна… И отношения Анны с Вронским в сюжетной линии сериала являются больше фоном для любовных воспоминаний героя, чем их любовь сама по себе.

Как сказал, ушедший от нас великий поэт Евгений Евтушенко: «Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры…»  Миры умирают — остаются лишь наши воспоминания… И фильму больше подошло бы название не «Анна Каренина», а «Воспоминания о Анне», но бренды, бренды… А так — приличный сериал про воспоминания о настоящих человеческих чувствах.

Уж лучше смотреть его или прекрасные виды Байкала, чем смотреть или читать современную бульварщину и попсу, которая как цунами накрыла нас, и после чего появились поколения любителей «…читать рассказы про жизнь петухов на зоне бесплатно в хорошем качестве», визуальных новелл, графических романов и прочего мусора.

Байкал — это природный образ глубокой и чистой любви… После его прекрасных картин сразу вспоминаешь известные слова: «Берегите Байкал!»

«Берегите любовь!.. Или хотя бы помните о ней…» — вот о чем предупреждает всех нас новый телесериал К.Шахназарова «Анна Каренина».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *