Куда смещаются границы современной литературы?

современная художественная литература: ее границы и проблемыНа телеканале «Культура» вслед за толстыми журналами, вспомнили про современную литературу… Но, видимо, с учетом формата передачи и приглашенных лиц настоящий разговор, на мой взгляд, не получился.

Да, была констатация уже очевидного: падение интереса к чтению, вообще, и к чтению художественной литературы, в частности. Участники почему больше сосредоточились на «премиальной» литературе, на жанре нон-фикшн, на бардах, на прагматизме читателей и издателей, так и не обозначив того главного, что не смещает, а расширяет (или сужает?) границы современной художественной литературы.

Не заметили они и того, что художественная литература, с ущербом для читателя, продолжает всё больше и больше коммерциализироваться, политизироваться и т.п. Так называемая «премиальная» литература за бугром и у нас уже давно не отражают литературную реальность, а современный нон-фикшн уже не серьезная литература, а одноразовое чтиво — пресловутое easy reading.

Традиционная художественная литература трансформируется на глазах — ее границы в большей степени определяют уже не авторы и издатели, а глобальный научно-технологический прогресс в области информационных технологий. И надо честно признать, что литературные тексты с художественным словом «проиграли сражение» за широкого читателя продуктам массовой культуры, производители которых в борьбе за этот рынок в полной мере использует все последние научно-технологические достижения.

«Продукты» массовой культуры никто не будет поднимать до вершин художественности — тут не должно быть никаких иллюзий на сей счет. По словам же самих российских критиков, литература в России разлагается куда сильнее, чем все остальные направления культурной жизни… Читать, то есть думать о чем-то серьёзном и глубоком никто, в основном, не хочет… XXI век — век чтива, интернета и видео.

Границы настоящей художественной литературы, где главным является все-таки высокая художественность и глубокие смыслы, будут только сужаться, однако для всех она не умрёт (чудаки и эстеты останутся), а вот для остальной и большей части населения она, наверное, превратится в какой-то мультимедийный продукт массового потребления как, например, жвачка, зубная паста, попкорн и т.п.

И если развлекательное чтиво (книга-удовольствие), сделанное по коммерческим лекалам, уже сейчас удовлетворяет духовные запросы многих людей, то, вероятно, в будущем новый «аудиовизуальный попкорн» станет доминировать, удовлетворяя скромные духовные запросы большинства людей на планете Земля.

И от таких предположений картина будущего представляется мне немного жутковатой. Правда, успокаивает надежда на генетически врожденное стремление человека познавать мир, выражать свое отношение к нему и себя, как личность, посредством творчества, в том числе и художественного.

Однако, если не пугает, то настораживает другое: как бы современное чтиво, которым так усиленно кормят массового читателя, и наступающие ему на смену новые информационные продукты общества потребления не привели бы в будущем к генным изменениям в самой природе человека. И затем не превратили бы его в биоробота, непрерывно жующего только «аудиовизуальный попкорн».

Всего этого, к сожалению, телезритель канала «Культура» не услышал на этой передачи, а жаль — ведь она предназначена не для культурологов, а для широкого зрителя и читателя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *