Месяц: Ноябрь 2014

«Худож­ни­ки» и худо­же­ства

В каж­дом чело­ве­ке живет худож­ник (гипо­те­за).

Худож­ник сво­бо­ден в твор­че­ском поле­те (пра­ва лич­но­сти).

Пче­ла летит за нек­та­ром (акси­о­ма).

Муха тоже летит за чем-то (уста­нов­лен­ный факт).

Худож­ник умнее мухи (акси­о­ма).

Вывод (почти как у Юли­уса Фучи­ка):

Люди (элек­то­рат, пуб­ли­ка, чита­те­ли…), будь­те бди­тель­ны!

«Худож­ни­ки» (поли­ти­ка­ны, попса, писа­ки и пр…) име­ли (исто­рия), име­ют (прак­ти­ка) и хотят нас иметь все­гда (гипо­те­за)!

Кро­ва­вая рус­ская окрош­ка

михалков,солнечный удар

Фильм «Сол­неч­ный удар» Ники­ты Михал­ко­ва

«Ока­ян­ные дни» И.А.Бунина – это днев­ник писа­те­ля, не лишен­ный худо­же­ствен­но­сти, еще раз­мыш­ле­ния мел­ко­по­мест­но­го дво­ря­ни­на с ари­сто­кра­ти­че­ски­ми замаш­ка­ми и буду­ще­го эми­гран­та, напу­ган­но­го рево­лю­ци­ей, не поняв­ше­го ее пру­жин и сво­е­го ока­ян­но­го наро­да… Есть яркие зари­сов­ки, искрен­ность вос­при­я­тия собы­тий и дале­ко не бес­спор­ные суж­де­ния. Если бы их напи­сал не нобе­лев­ский лау­ре­ат Бунин (слег­ка пере­оце­нён­ный тогдаш­ней евро­пей­ской интел­лек­ту­аль­ной эли­той), то они кану­ли в лету «без шума и пыли» и поза­бы­лись, как мно­гие днев­ни­ки менее извест­ных людей того вре­ме­ни об этих «ока­ян­ных днях».

«Сол­неч­ный удар» – неза­тей­ли­вый, корот­кий рас­сказ о вре­ме­ни еще дале­ком до боль­шой рус­ской сму­ты. Бунин в обыч­ной сво­ей мане­ре повест­ву­ет о пре­врат­но­стях люб­ви и далек в нем от пред­чув­ствия бли­зо­сти «ока­ян­ных дней», хотя рас­сказ был напи­сан уже в эми­гра­ции.

Поста­вить две такие раз­ные вещи в один ряд и назвать вели­кой лите­ра­ту­рой я бы не риск­нул. А создать на их осно­ве сце­на­рий для кино­по­вест­во­ва­ния в еди­ном духе и сти­ле, дело слож­ное и труд­но реа­ли­зу­е­мое, что и под­твер­дил лич­но для меня новый фильм «Сол­неч­ный удар» Н.Михалкова.

От Буни­на там ниче­го нет, толь­ко назва­ние рас­ска­за, а его неза­мыс­ло­ва­тый сюжет даже в бинокль не вид­но, не гово­ря уже про аро­мат бунин­ской про­зы… Зато фак­ты есть – это про бар­жи с белой гвар­ди­ей. Было такое.

У Михал­ко­ва же есть сла­бость не толь­ко к кра­си­вым назва­ни­ям: «Уне­сен­ные вет­ром» – «Утом­лен­ные солн­цем», «Свой сре­ди чужих, чужой сре­ди сво­их», но еще и к самой кино­кра­си­во­сти, кото­рой он гре­шит послед­нее вре­мя… Тех­ни­ка и т.п. (в том чис­ле и бюд­жет филь­ма) поз­во­ля­ют делать кино­кра­си­во­сти. Но они нико­гда не ста­нут орга­нич­ны­ми в кино­про­из­ве­де­ни­ях о насто­я­щем, а не о выду­ман­ном мире. Наши ока­ян­ные дни это не ани­ме и даже не исто­рия люб­ви на обре­чен­ном «Тита­ни­ке»… Вооб­ще, поня­тие и кате­го­рия кра­си­во­сти к теме ока­ян­ных дней непри­ме­ни­ма по опре­де­ле­нию, но фильм «Сол­неч­ный удар» Н.Михалкова черес­чур кино­кра­сив. И ссыл­ка в нем на бунин­ские моти­вы, тоже из раз­ря­да кра­си­во­сти, увы. Что ни гово­ри, а рус­ский бренд, как нын­че гово­рят.

Ока­ян­ные дни той нашей исто­рии – кро­ва­вая рус­ская окрош­ка, кото­рой Рос­сия наелась до отрыж­ки, до бле­во­ти­ны; так наелась, что до сих пор не может прий­ти в себя.

Поэто­му «смут­ная» Рос­сия в филь­ме масти­то­го режис­се­ра с бунин­ским назва­ни­ем мне не понра­ви­лась… Коро­че надо, яснее и прон­зи­тель­ней… толь­ко без кино­кра­си­во­сти. А в этой кар­тине я уви­дел лишь мис­ку до кра­ев с «рус­ской окрош­кой» по рецеп­ту Н.Михалкова… Но хле­бать ее лич­но мне поче­му-то не хочет­ся, навер­ное, где-то подоб­но­го уже наел­ся.

На мой взгляд, самые луч­шие филь­мы Н.Михалкова – это «Несколь­ко дней из жиз­ни Обло­мо­ва» и «Пять вече­ров». В их осно­ве была, по-насто­я­ще­му, боль­шая лите­ра­ту­ра и пре­вос­ход­ные актер­ские ансам­бли из арти­стов очень извест­ных и не очень… У его ново­го филь­ма, по сути, нет ни пер­во­го, ни вто­ро­го и свою же план­ку, из назван­ных выше филь­мов, он в оче­ред­ной раз, по-мое­му, не пре­одо­лел, а жаль.

Наверх